20 февраля 2010 г.

Профессиональная ориентация


Я за последнее 4 месяца перечитал больше книг. Чем за последние 3 года... Причём все книги по специальности. Я оформил на себя Alberta Library Card / Карточку библиотек Альберты и теперь могу пользоваться всеми библиотеками нашей провинции. Начал я с библиотеки университета г. Калгари. Бизнес библиотека меня впечатлила не меньше, чем городская... Причём понравились не вешние эффекты (компьютеры, каталоги, рабочие места, и т.д.) не падок я на них, а качество и количество книг. Единственный минус - есть ограничения на некоторые книги. Их нельзя выносить, но можно работать с ними на месте без ограничений. И это здорово!..

В профессиональном плане здесь намного больше возможностей себя реализовать! Вот только разбираться в местном разнообразии приходится долго. Необходимо вникать во все тонкости, понимать детали, чувствовать отличия, видеть перспективу, оценивать вероятность, учитывать ресурсы, так как все завязано не только на время, но и на деньги. Обычная пошаговая стратегия! Вот только сохраниться и откатить обратно нельзя… :0)


 

Шутку про отрицательное дебетовое сальдо понимают
только люди с бухгалтерским образованием,
но смеются все…

 

Итак, обещанный рассказ о профессиональных степенях (Designation) в Канаде, вернее о том, как я выбирал, куда двигаться в плане бухгалтерских ассоциаций. Эти ассоциации и проводят обучение и присвоение соответствующих /одноименных дезигнаций (буду употреблять этот термин). Т.е. что бы стать членом ассоциации мало работать по специальности, иметь высшее образование и быть «хорошим» парнем, но надо ещё пройти обучение (несколько лет)…

Предварительно рекомендую ознакомиться с мыслями Евгения на эту тему - О карьере бухгалтера в Канаде. С этой статьи я начал изучение местных реалий ещё в июне, за что ещё раз огромное спасибо автору и поклон Виктории. Далее не буду останавливаться на описании различий – все достаточно подробно изложено в статье и комментариях, где есть и мои вопросы…

Профессиональные ассоциации

Не претендуя на полноту, подробность и ясность изложения, попытаюсь рассказать о моем опыте общения с бухгалтерскими ассоциациями. Возможно, кому-то пригодится. Ещё раз напомню, что в каждой провинции могут существовать различные правила у каждой из ассоциаций. В на сервере Северной Америки сильно развито не только «чадолюбие», как писал О'Генри, но независимость и «самостийность», поэтому национальные стандарты в большинстве случаев отсутствуют как класс. В некоторых случаях это помогает учитывать местные особенности…

Профессиональные ассоциации очень популярны в Северной Америке. Это своего рода клубы/кланы – для определения по системе «свой-чужой». Шутка конечно. Но различных ассоциаций больших и малых можно найти великое множество. Природа явления, на мой взгляд, заключается в следующем: возникновение профессиональных объединений поощряется и бизнесом и самими профессионалами. Первые заинтересованы в квалифицированном решении конкретных задач прямо сейчас, выполнении определённых функций соответствующим специалистом, уровень образования и навыки которого гарантировано позволят ему справится с поставленной задачей. Вторые: с одной стороны, желают получать эквивалентную оплату за квалифицированный труд, с другой, заинтересованы в ограничении числа «своих», что бы опять же, контролировать цену (ИМХО).

Тем не менее, ознакомившись с местными реалиями, я стал «примерять» на себя возможные варианты.


CA - Chartered Accountant

Наверно, не ошибусь, сказав, что CA самая уважаемая и самая сложная в получении степень. Однако, оценивая свои шансы на получение CA, пришёл к выводу, что это будет слишком долго и дорого. Плюс аудит не совсем то, чем я хотел бы заниматься. А одно из требований для получения этой дезигнации – 3 года работы в Public Practice. Хотя…


CMA - Certified Management Accountant

Фокус на управленческий учёт и принятие управленческих решений. Больше всего подходит мне, учитывая мой опыт, образование и интересы.


CGA - Certified General Accountant

Наиболее быстрорастущая ассоциация, на мой взгляд, по причине более либеральных условий обучения и лояльного отношения к неканадскому образованию и опыту работы. Обучение сфокусировано на процедурной/технической части бухгалтерской специальности.



 
Собственно как обстояло дело:

Я посетил ряд семинаров CMA и CGA (всего 4 или 5 разных мероприятий, точно не помню). На которых подробно было рассказано о том, как хорошо и замечательно учится в каждой из них. Кроме того, я больше склонялся к CMA. Тем более, что CMA предлагала в то время CMA Accelerated Program – ускоренная программа подготовки к вступительному экзамену. Звучит хорошо, заманчиво… Что это значит в реальности?


 

- Когда начальник говорил о старте проекта «Белая зарплата», я думал, что теперь по бухгалтерии будет проходить столько, сколько мы получали. Но я никак не ожидал, что мы будем получать столько, сколько проходило по бухгалтерии...

 

Кроме того, в 2009 и 2010 данная программа (CMA Accelerated Program) проводилась совместно с Bow Valley College (BVC) и финансировалась Правительством Альберты. Но набиралось на неё только 18 человек по конкурсу результатов ELTPA
(проходной балл не ниже 7) и результатов собеседований в BVC и CMA. Эта ускоренная программа готовит к сдаче вступительного экзамена на кандидата в CMA. Дальше нужно ещё 2 года учиться (строго и серьёзно), написать несколько кейсов, сдать экзамен и только после этого, при наличии опыта работы по специальности (по-моему, один год, но могу ошибаться), можно гордо именоваться CMA. Без иронии, очень уважаю эту организацию. Прежде всего за жёсткость отбора.

Теперь о том, что было в действительности. Набор на совместную программу BVC и CMA проводился в этом году последний раз – больше финансирования не ожидается, пока. Кроме того, учиться нужно полный рабочий день – 4 дня курсы BVC (тематика примерно такая) и 1 день курсы CMA. Срок обучения – 8 месяцев, для прошедших и поступивших – бесплатно…

Так как к тому времени, я уже успел изрядно поручится на разных курсах. Слушать ещё раз 4 дня в неделю, пусть и полезное, но отвлечённое рассуждение о культурных различиях, честно скажу, большого желания не было. Плюс 8 месяцев тратить на это не очень хотелось…

Но попробовать решился. С одной стороны, опыт, с другой, наличие выбора лучше, чем его отсутствие.

Собеседования я прошёл успешно, и экзамен сдал практически на «отлично». Но…

Требования для «вступления в клуб» у всех примерно одинаковые: нужно получить IQAS, написать заявление на оценку «стартовых условий» - Transcript Evaluation, заплатить денег и подождать 2-3 недели. IQAS у меня готов не был. Я отправил документы под эгидой подачи на программу BVC бесплатно. Обычно стоит эта процедура около 100 CAD.

Последний срок подачи комплекта документов на программу - CMA Accelerated Program был 18 декабря. Я, естественно, не успел – IQAS пришёл в начале января. Но не жалею, вряд ли я бы пошёл учиться к ним. Уже тогда я прикинул сколько будет стоит мне во времени и в деньгах учёба и расклад был не пользу CMA.


 

Помимо моих движений в сторону CMA я предпринимал попытки поиска себя и в других направлениях. Ещё находясь в Минске я заприметил на сайте Centre for Newcomers (СN) программу Business Communication for Professionals, которая предлагала подготовку бухгалтеров с зачётом курсов по программе CGA. Требования у этой программы ниже, чем у предыдущей – проходной балл по CLBA (ILVARC Benchmark) не ниже 6, но нужно сдать вступительное тестирование. Тестирование длится 3 часа – несколько несложных бухгалтерских заданий: составить проводки по операциям, свести баланс, P&L, посчитать амортизацию, LIFO и FIFO – стоимость материалов, что-то ещё... ах, да - bank reconciliation (сверка оборотов выписки банка, у нас такого в бухгалтерии нет). На подготовку я потратил 2 дня – больше не времени не дали. Сказали – ты опоздал, набор уже закончен – претенденты писали экзамен вчера… но если хочешь успеть – приходи послезавтра напишешь. Результат у меня был толи 4, толи 6 из 32 человек. Я набрал 88 баллов из 100. Я знаю, где ошибся – апелляций не подавал. Через 2 недели меня пригласили на собеседование на эту программу. На собеседовании, поговорив 2 часа, мы пришли к выводу, что эта программа не для меня. Срок обучения 6 месяцев, преподаются азы бухгалтерии. Курсы по программе CGA, зачитываются только 1 уровня, и то не все… Большого смысла пусть и бесплатно учится я не видел… Эта программа больше рассчитана на тех, у кого есть проблемы с языком или есть только начальный уровень знаний по бухгалтерии и ОБЯЗАТЕЛЬНО большое желание учится и заниматься бухгалтерией…

Не подумайте, что я морочил людям голову… Просто мне сразу всего не говорили. Мол подавай документы, а там посмотрим… Да, и я сам не знал полной картины. Везде вылезали разные нюансы…


 

Так же, я пробовал найти контакты с CA. Но надо сказать, что головной офис находится в Эдмонтоне и мой вопрос они рассматривали около месяца. В заключении выдали следующую резолюцию: я должен им предоставить помимо документов об образовании ещё и полное описание курсов дезигнации - CAP - Certified Accounting Practitioner, а так же письмо из Ассоциации Сертифицированных Бухгалтеров и Аудиторов и ссылки на web страницы этой программы и ассоциации. Те, кто знает героический путь программы CAP/CIPA в Беларуси, меня поймут. Для остальных замечу, что найти эти документы (особенно письмо) достаточно сложно, трудоёмко и долго… Поэтому я оставил попытки движения в сторону CA. Но если кому-то нужны контакты этой организации Калгари – пишите, помогу в меру сил.


 

Дальше, пришёл IQAS и я подал документы в CGA на оценку моего уровня. Мне зачли 13 курсов из 22. Остались не зачтёнными с первого уровня - LW1 – Law 1, со второго уровня CM1 – Communication 1, с третьего уровня - BC1 – Business Case 1 – Accounting (зачтётся автоматом после получения CM1), с четвёртого уровня AU1 – Auditing 1, BC 2 – Business Case 2 – Auditing, FA4 – Financial Accounting 4, TX1 – Taxation 1. Таким образом, я могу именоваться CGA Student Level 4 (специально уточнял в CGA формулировку).

CGA, в отличии от других ассоциаций, либерально подходит к скорости обучения. Её выбирает сам студент самостоятельно, жёсткий график отсутствует. Можно двигаться быстро, можно медленнее, как позволяют время и возможности. Я планирую закончить обучение за 2 года. Но загадывать не буду.

Таким образом, на мой выбор сделан. Основные критерии: скорость получения профессиональной степени и денежные затраты. Основная причина получения степени – быть понятным для канадцев на первоначальном этапе и карьерный рост в последующем…

Пока так…



13 комментариев:

  1. Неужели такая же философия как в России в отношении зарплаты? (Черно-белая)

    ОтветитьУдалить
  2. Нет, конечно, но стремление сократить расходы на страховку и налоги, мне кажется, неистребимым...
    Не важно где, налоги не любят. Такова природа людей - не любить налоги. :0)

    ОтветитьУдалить
  3. Хоть я и не бухгалтер, но читать было очень интересно. Много полезной информации, для моей жены.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  4. Всё больше проясняется для меня в плане бухгалтерских дезигнаций в Канаде...

    Спасибо, Михаил!

    ОтветитьУдалить
  5. Вы не подскажете, какое обоазование вы получили на Родине? Меня интересует, какие предметы Вам зачли.
    Спасибо

    ОтветитьУдалить
  6. Посмотрите мой профиль в LinkedIn. Там подробно отражен весь мой образовательный путь.

    Я не знаю, какие предметы мне зачли. Мне пришёл только результат.

    ОтветитьУдалить
  7. А об образовании немного написано вот тут -
    http://mmw-canada.blogspot.com/2010/02/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
  8. Михаил, я туплю, а где находится ваш профиль, чтоы постреть про ваше оброзавание? Пролазила весь ваш блог не нашла.

    ОтветитьУдалить
  9. Вот ссылка -
    http://ca.linkedin.com/in/maltsev

    ОтветитьУдалить
  10. Здравствуйте!

    Поделитесь, пожалуйста, опытом прохождения оценки уровня в CGA. Какие нужно документы предоставлять? Достаточно ли перевести и заверить документы у нотариуса в Торонто и отнести их в CGA? Или нужно просить ВУЗ отправить мои переведенные документы непосредственно в CGA? Сколько стоит процедура оценки?

    ОтветитьУдалить
  11. Мне сложно судить о ситуации в Онтарио. Это другая провинция и, возможно, существует другой порядок. Лучше им позвонить.

    Я подавал перевод моих документов об образовании и IQAS. Подробности -
    http://mmw-canada.blogspot.com/2010/02/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
  12. Сама процедура Evaluation стоила (год назад)около 105 долларов.

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо за такой быстрый ответ!

    ОтветитьУдалить